Симпатичны, опасны, бесполезны…
Чего только не увидишь в машине автомобильного модника?
Задача: определить влияние подобной “бижутерии” на
эксплуатационные показатели машины и влияние установки таких
аксессуаров на аэродинамику автомобиля, обзорность, шумы в машине,
вентиляцию салона…
Работа разделена на два этапа. На первом этапе эксперты оценивали
каждый навесной элемент и их сочетания в условиях реального
движения. На втором исследовали аэродинамику автомобилей ВАЗ – 2109
и ВАЗ – 2110 при различных вариантах “обвески” в аэродинамической
трубе Дирекции технического развития ВАЗа.
Элементы навески могут оказаться полезными или вредными с позиций
аэродинамики, и не только ее. При этом некоторые отрицательные
эффекты предсказать умозрительно, без исследований в
аэродинамической трубе, практически невозможно.
Результаты продувки в аэродинамической трубе (см. табл. 1 - 5).
Табл.1 Исходные аэродинамические характеристики
автомобилей
Аэродинамические
характеристики |
ВАЗ-2109 |
ВАЗ-2110 |
Сх |
коэффициент аэродинамического
сопротивления |
0,468 |
0,339 |
Сz1 |
коэффициент аэродинамической подъемной
силы передней оси |
0,113 |
0,071 |
Сz2 |
коэффициент аэродинамической подъемной
силы задней оси |
0,082 |
0,118 |
F |
"мидель" (площадь проекции автомобиля на
поперечную плоскoсть), м2 |
1,890 |
1,962 |
CxF |
фактор обтекаемости автомобиля,
м2 |
0,885 |
0,665 | |
Табл.2 Результаты продувки навесных элементов на
автомобиле ВАЗ-2109
|
Cx |
изм. Сх |
Сz1 |
Cz2 |
исходное состояние |
0,468 |
|
0,113 |
-0,082 |
накладка на капот |
0,481 |
+0,013 |
0,139 |
-0,082 |
накладки на боковые стекла |
0,467 |
-0,001 |
0,111 |
-0,082 |
спойлер |
0,461 |
-0,007 |
0,112 |
-0,070 |
дефлектор |
0,466 |
-0,002 |
0,193 |
+0,187 |
спойлер + дефлектор |
0,450 |
-0,011 |
0,179 |
+0,109 |
накладки на ручки дверей |
0,467 |
-0,001 |
0,111 |
-0,083 |
спойлеры стеклоочистителей |
0,469 |
+0,001 |
0,111 |
-0,083 |
защитные накладки дверей |
0,469 |
+0,001 |
0,115 |
-0,082 | |
Табл.3 Результаты продувки навесных элементов на
автомобиле ВАЗ-2110
|
Cx |
изм. Сх |
Сz1 |
Cz2 |
исходное состояние |
0,339 |
|
0,071 |
0,118 |
накладка на капот |
0,348 |
+0,009 |
0,085 |
0,106 |
накладки на боковые стекла |
0,338 |
-0,001 |
0,074 |
0,116 |
спойлер |
0,334 |
-0,005 |
0,066 |
0,069 | |
Табл.4 Подъемные силы (кгс)по осям автомобиля
ВАЗ-2109 на скоростях 72 и 144 км/час
|
Pz1-72 |
Pz2-72 |
Pz1-144 |
Pz2-144 |
исходное состояние |
5,3 |
-3,9* |
21,4 |
-15,5* |
накладка на капот |
6,6 |
-3,9* |
26,3 |
-15,5* |
спойлер задней двери |
5,3 |
-3,3* |
21,2 |
-13,2* |
дефлектор |
9,1 |
8,8 |
36,5 |
35,3 |
спойлер + дефлектор |
8,5 |
5,2 |
33,8 |
20,6 |
* Прижимающая сила. Pz1 -
подъемная сила на передней оси; Pz2- подъемная сила на
задней оси. | |
Накладка на капот, в народе именуемая “мухобойкой”.
Предположительное назначение – защита ветрового стекла от
насекомых. Цена 500 – 600 рублей.
Результаты испытаний в аэродинамической трубе: ВАЗ – 2110 –
увеличение коэффициента аэродинамического сопротивления на 0,009
(2,7%). Увеличение аэродинамической подъемной силы на передней оси
на 19,7%, на задней оси – на 10,2%. ВАЗ – 2109 - увеличение
коэффициента аэродинамического сопротивления на 0,013 (2,8%).
Увеличение аэродинамической подъемной силы на передней оси на
23%.
Результаты экспертной оценки: На машинах с накладками комары и
мошки продолжают биться о стекло и размазываться по нему так же, как
и без накладок. Реально “мухобойка” защищает от бомбардировки только
ту узкую зону, которую прикрывает. Крепится накладка опять же не к
воздуху. В узкую щель между ней и капотом вместе с возникающим
вихрем хорошо всасывается песок, удалить который, не сняв накладку,
сложно. А так как в движении и капот, и накладка вибрируют, то
песчинки оставляют на лакокрасочном покрытии все более глубокие
царапины.
Плюсы – сомнительные. Минусы – некоторое увеличение расхода
топлива и аэродинамической подъемной силы; натиры на передней кромке
капота под накладкой при длительной ее эксплуатации. Резюме –
“мухобойки” не просто бесполезны – в какой – то мере даже вредны.
Накладки на боковые стекла.
Предположительное назначение – уменьшает поддувание воздуха и
попадание дождя в салон при открытых стеклах. Цена 100 – 200
рублей.
Результаты испытаний в аэродинамической трубе: На коэффициент
аэродинамического сопротивления практически не влияют.
Результаты экспертной оценки: Значительно ухудшилась
обзорность из –за “расширения” рамы ветрового стекла. Через накладки
2110 увидеть что – либо трудно – очень темные. Накладки 2109 и вовсе
не прозрачные Вместе с тем уменьшились сквозняки в салоне, особенно
при частично открытом окне, в салон меньше проникает каплей дождя,
хорошо вытягивается сигаретный дым.
Плюсы – ослабление сквозняков в салоне, защита его от
дождя. Минусы – ухудшение обзорности. Резюме – меняем “шило на
мыло”. Накладки улучшают воздухообмен в салоне, ослабляют сквозняки,
но достигается это ухудшением обзорности.
Спойлер на крышку багажника ВАЗ – 2110.
Предположительное назначение – “для красоты”. Цена 900
рублей.
Результаты испытаний в аэродинамической трубе: Снижение
коэффициента аэродинамического сопротивления на 0, 005 (1,5%) и
аэродинамической подъемной силы на передней оси на 7%, на задней –
на 41,5%.
Результаты экспертной оценки: При обычной эксплуатации
изменений в поведении автомобиля не замечено. Дополнительный стоп -
сигнал на спойлере признан полезным.
Плюсы – улучшение аэродинамических характеристик
автомобиля. Минусы – не отмечены. Резюме – симпатично. Полезно
с точки зрения аэродинамики.
Спойлер на дверь задка “Самары”.
Предположительное назначение – “для красоты”. Цена 800 рублей.
Результаты испытаний в аэродинамической трубе: Снижение
коэффициента аэродинамического сопротивления на 0,007 (1,5%) и
аэродинамической силы, прижимающей к дороге заднюю ось, на 14,6%. На
переднюю практически не влияет.
Результаты экспертной оценки: Изменений в поведении автомобиля
не отмечено. Несколько меньше загрязняется стекло двери задка –
спойлер частично отсекает от двери возмущенный поток воздуха,
поднимающий грязь, пыль или снег с дорожного полотна. Дополнительный
стоп – сигнал полезен.
Плюсы – снижение загрязнения заднего стекла; улучшение
обтекаемости автомобиля. Минусы – не отмечены. Резюме -
симпатично. Полезно с точки зрения аэродинамики.
Накладки на ручки дверей автомобилей “Самара”.
Предположительное назначение – “для красоты”. Цена 80
рублей.
Результаты испытаний в аэродинамической трубе: На коэффициент
аэродинамического сопротивления практически не влияют.
Результаты экспертной оценки: Ручками дверей стало труднее
пользоваться – сложнее найти “курок”. Дизайн же – дело вкуса…
Плюсы – нет. Минусы – нет. Резюме – сущая безделица.
Дефлектор на “затылок” “Самары”.
Предположительное назначение – уменьшение загрязнения заднего
стекла Цена 200 рублей.
Результаты испытаний в аэродинамической трубе: На коэффициент
аэродинамического сопротивления практически не влияют.
Аэродинамическая подъемная сила при скорости 144 км/ч увеличивается
на передней оси с 21,4 до 36,5 кгс, а на задней меняется с
прижимающей (-15,5 кгс) на подъемную (35,3 кгс).
Результаты экспертной оценки: Заднее стекло в дождливую погоду
загрязняется мало. Эффективность работы дефлектора зависит от
правильной установки. Отмечаются колебания дефлектора, возникающие
на определенных скоростях.
Плюсы – предотвращается загрязнение заднего стекла. Минусы –
значительно увеличивает аэродинамические подъемные силы. Резюме –
полезен для сохранения чистоты заднего стекла. Опасен на высоких
скоростях. Наиболее нежелателен зимой, на скользких дорогах,
особенно если на задней оси установлены нешипованные шины.
Целесообразна установка дефлектора в паре со спойлером – он
позволяет значительно компенсировать вызванную дефлектором подъемную
силу на задней оси.
Защитные накладки двери для “Самары”.
Предположительное назначение – защита лакокрасочного покрытия
дверей, когда они, открываясь, соприкасаются с “соседями” на
стоянках и со стенками в гараже. Цена 30 рублей.
Результаты испытаний в аэродинамической трубе: На коэффициент
аэродинамического сопротивления практически не влияют.
Результаты экспертной оценки: Накладки действительно оберегают
от повреждений кромки дверей автомобиля при соприкосновении со
стенкой гаража или боковиной близко стоящей машины.
Плюсы – назначение оправдывают. Минусы – нет. Резюме –
накладки полезны тем, кто пользуется тесными стоянками и узкими
гаражами. С точки зрения аэродинамики практически безвредны.
Спойлер рычагов стеклоочистителя для “Самары”.
Предположительное назначение – повышение эффективности очистки
стекла на высоких скоростях благодаря дополнительному
аэродинамическому прижиму к стеклу. Цена 50 рублей.
Результаты испытаний в аэродинамической трубе: На коэффициент
аэродинамического сопротивления практически не влияют.
Результаты экспертной оценки: Повышения эффективности очистки
стекла не отмечено.
Плюсы – нет. Минусы – нет. Резюме – выброшенные деньги.
По материалам журнала “За рулем”
|